Образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 27» (далее МБДОУ № 27) реализует образовательную
программу дошкольного образования (далее - Программа) в группах общеразвивающей
направленности для детей 1,6 -7 (8) лет, разработанной им самостоятельно в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и с учетом Федеральной
образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО).
Образовательная
программа дошкольного образования МБДОУ № 27 (далее – Программа) определяет
содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного
образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного
возраста в различных видах деятельности, специфических для детей дошкольного
возраста с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей и направлена на разностороннее развитие детей
дошкольного возраста, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
Продолжительность пребывания детей в МБДОУ № 27 - 10 -
часовое пребывание с 07.30 до 17.30 часов, исключая выходные и праздничные дни.
Программа реализуется на русском языке, являющимся
государственным языком Российской Федерации.
Программа определяет
специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса
по направлениям (образовательным областям): физическое, социально-коммуникативное, познавательное; речевое и
художественно-эстетическое развитие на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей воспитанников.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОО. Период определяется сроком
поступления и завершения ребенком дошкольного образования в ДОО, договором об образовании с родителями (законными представителями) ребенка.
Срок реализации Программы составляет 5
лет.
Цель программы: учитывая содержание пункта 1 статьи 64 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» и пункта 1 раздела 1 ФОП ДО, целями Программы
являются разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми
дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного
освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным
ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Цели Программы достигаются через
решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО, п. 1.1.1. ФОП ДО):
1)
обеспечение единых для Российской Федерации
содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
2)
охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
3)
приобщение детей (в соответствии с возрастными
особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к
окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления
ценностей;
4)
обеспечение равных возможностей для полноценного
развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места
жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и
других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), с учетом
разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
5)
создание благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений
с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
6)
Обеспечение развития физических, личностных,
нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и
художественно-творческих способностей ребѐнка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
7)
объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
8)
формирование общей культуры личности детей, в
том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических,
личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и
художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной
деятельности;
9)
формирование социокультурной среды,
соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей;
10) обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
11) обеспечение
преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального
общего образования;
12) достижение
детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.
v
Главными целями
взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного
возраста являются:
•
обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов;
•
обеспечение
единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи.
v
Эта деятельность
должна дополнять, поддерживать и тактично направлять воспитательные действия
родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
v
Достижение этих
целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и
общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей
дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей),
повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах
охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного
родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и
установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями)
детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных
задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в
образовательный процесс.
v
Построение
взаимодействия с родителями (законными представителями) должно придерживаться
следующих принципов:
1)
приоритет семьи в
воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с Законом об
образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть
преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребёнка;
2)
открытость: для
родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация
об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей (законных
представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между
педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией
об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье;
3)
взаимное доверие,
уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей
(законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо
придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой
на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно
этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов,
так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
4)
индивидуально-дифференцированный
подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности
семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в
отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым
мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в
совместное решение образовательных задач;
5)
возрастосообразность:
при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать
особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными
представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого
и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.
v
Деятельность
педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким
направлениям:
1)
диагностико-аналитическое
направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её
запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне
психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также
планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа;
согласование воспитательных задач;
2)
просветительское
направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по
вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов
обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной
информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах
господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об
особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания
ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми;
3)
консультационное
направление объединяет в себе консультирование родителей (законных
представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях
семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и
педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения
продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного
возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях,
образовательном процессе и другому.
v
Совместная
образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей)
обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных
задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку
образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию
образовательных проектов ДОО совместно с семьей.
v
Особое внимание в
просветительской деятельности ДОО уделяется повышению уровня компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка.
v
Реализация данной
темы может быть осуществлена в процессе следующих направлений просветительской
деятельности:
1)
информирование о
факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка
(рациональная организация режима дня ребёнка, правильное питание в семье,
закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический
микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и другое), о действии
негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое),
наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка;
2)
своевременное
информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями
Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим
показаниям;
3)
информирование
родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического
воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о
возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;
4)
знакомство
родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями,
проводимыми в ДОО;
5)
информирование
родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей
систематического и бесконтрольного использования IT-технологий (нарушение сна,
возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы
социализации и общения и другое).
v
Эффективность
просветительской работы по вопросам здоровьесбережения детей может быть
повышена за счет привлечения к тематическим встречам профильных специалистов
(медиков, нейропсихологов, физиологов, IT-специалистов и других).
v
Направления
деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых и (или)
индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов
взаимодействия с родителями (законными представителями):
1)
диагностико-аналитическое
направление реализуется через опросы, социологические срезы, индивидуальные
блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (законными
представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и
других видов деятельности детей и так далее;
2)
просветительское
и консультационное направления реализуются через групповые родительские
собрания, конференции, круглые столы, семинары- практикумы, тренинги и ролевые
игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое;
информационные проспекты, стенды, ширмы, папки- передвижки для родителей
(законных представителей); журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей
(законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных
представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи
и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей
(законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму -
совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия,
тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
v
Для вовлечения
родителей (законных представителей) в образовательную деятельность
целесообразно использовать специально разработанные (подобранные) дидактические
материалы для организации совместной деятельности родителей (законных
представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными
задачами, реализуемыми в ДОО. Эти материалы должны сопровождаться подробными
инструкциями по их использованию и рекомендациями по построению взаимодействия
с ребёнком (с учётом возрастных особенностей). Кроме того, необходимо активно
использовать воспитательный потенциал семьи для решения образовательных задач,
привлекая родителей (законных представителей) к участию в образовательных мероприятиях,
направленных на решение познавательных и воспитательных задач.
v
Незаменимой
формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО
является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог
позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять
причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их
решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их
консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для
конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые могут
быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и
трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.
v
Педагоги
самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы
взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними
задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества
позволит педагогам ДОО устанавливать доверительные и партнерские отношения с
родителями (законными представителями), эффективно осуществлять
просветительскую деятельность и достигать основные цели взаимодействия ДОО с
родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.
v Полное название: Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27»
v Краткое название: МБДОУ № 27
v Учредитель: Управление образования Артемовского
городского округа
v Заведующий: Серебренникова Любовь Викторовна
v Режим работы: Ежедневно с 7.30 до 17.30,
выходные дни: суббота и воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством
Российской Федерации.
v Юридический адрес: 623770, Свердловская
область, Артемовский район, п. Красногвардейский, ул. Станочников, 6
v Образовательная деятельность осуществляется в 2
корпусах, расположенных по следующему адресу:
Фактический
адрес:
корпус 1 - Свердловская
область, Артемовский район, п. Красногвардейский, ул. Станочников, 6
корпус 2 - Свердловская
область, Артемовский район, п. Красногвардейский, ул. Шмидта, 8А
v Контактный телефон: +7(34363)44-964
v Адрес электронной почты: mkdou2708@yandex.ru
v Адрес сайта: https://27art.tvoysadik.ru/