Положение ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.pdf

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27»
Утверждено
Приказом заведующего МБДОУ № 27
№ _____ от «___» __________ 2025.

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВОСПИТАННИКАМ
МБДОУ № 27
1.1. Настоящее положение об оказании логопедической помощи регламентирует деятельность
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 27 (далее
– МБДОУ № 27), в части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения
устной и (или) письменной речи (далее - обучающиеся) и трудности в освоении ими основных
общеобразовательных программ (в том числе адаптированных).
1.2. Задачами МБДОУ № 27 по оказанию логопедической помощи являются:

организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и
последующей коррекции речевых нарушений, обучающихся;

организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными
нарушениями речи;

организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению
возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных
рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам;

консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с обучающимися.
2. Порядок оказания логопедической помощи в МБДОУ № 27
2.1. При оказании логопедической
согласно приложению № 1 к Положению.

помощи

Организацией

ведется

документация

2.2. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом
МБДОУ № 27, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из:
1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии
(далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной
программе для обучающихся (с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из
рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6 - 12 указанных воспитанников
обучающихся;
2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи
воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,

развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из
рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;
3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный
по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом МБДОУ № 27, из
рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.
2.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных
представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся (приложения № 2 и № 3 к Положению).
2.4. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и
контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней
каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового
обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное
обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих
логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителялогопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в
отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи.
В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им
должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение № 4 к Положению)
обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и
оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителялогопеды) проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.4 настоящего Положения.
2.5. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи,
формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности
речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного
года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых
нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической
помощи, и их отчисление осуществляется на основании Приказа заведующего МБДОУ № 27.
2.6. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы МБДОУ № 27.
2.8. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем-логопедом
(учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической
диагностики.
2.9. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарногигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям
2.10. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с
обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая
работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным
планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная.
2.11. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся

при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и
педагогических работников Организации, родителей (законных представителей), которая
предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционноразвивающей работы учителя-логопеда с обучающимся.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:




постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей),
педагогических и руководящих работников Организации;
информационных стендов.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных
программ дошкольного образования МБДОУ № 27

3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по оказанию помощи
детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования,
определяются с учетом данного Положения и локальных нормативных актов МБДОУ № 27.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по
присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не
посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные
программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном
лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать МБДОУ № 27,
получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования,
имеющие нарушения в развитии устной речи. Для детей, получающих образование вне ДОО (в форме
семейного образования), а также для детей, не посещающих Организацию, также необходимо
предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 "Медицинская карта ребенка для
образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования,
детских домов и школ-интернатов"
3.3. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой форме с учетом режима работы ДОО и требований СанПин.
3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по
адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется
выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной образовательной
программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных
занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не
менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных
занятий);
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по
итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных
занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и
утвержденной Организацией.
При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут
проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам
организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения
социальной ситуации развития.

3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями (Постановление № 2) и составляет:
для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;
для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.6 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не более 12
человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных
занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек;
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по
итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в
соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и
утвержденной МБДОУ №27.
4. Участники коррекционно-образовательного процесса
4.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса оказания логопедической помощи
являются ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед, педагоги и специалисты
ДОО.
4.2. Учитель-логопед:
4.2.1. Несет ответственность за своевременное выявление детей с первичной речевой патологией,
качество коррекционного обучения детей с нарушениями речи. В случае зачисления на логопункт
ребенка, которому рекомендовано обучение в специализированной группе по заключению ПМПК,
учитель-логопед не несет ответственности за качество коррекционного обучения.
4.2.2. Составляет список воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи. 4.2.3. Определяет
периодичность,
продолжительность
проведения
логопедических
занятий.
Расписание
логопедических занятий утверждается руководителем ДОО.
4.2.4. Планирует и проводит коррекционную работу с воспитанниками по исправлению нарушений в
развитии устной речи.
4.2.5. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений у детей, получающих
логопедическую помощь. Корректирует содержание логопедической работы, методы и приемы
коррекционной помощи.
4.2.6. Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законным
представителям) ДОО по преодолению речевых нарушений воспитанников, информирует о ходе
коррекционной работы, дает необходимые рекомендации.
4.2.7. Способствует повышению педагогической компетентности родителей (законных
представителей), педагогов ДОО в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста,
имеющих нарушения речи.
4.2.8 Ведет логопедическую документацию.
4.3. Воспитатель:
4.3.1. Создает предметно-развивающую среду для своевременного речевого развития и
профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников группы.
4.3.2. Наблюдает за ходом речевого развития воспитанников группы, проводит мониторинг усвоения
содержания образовательной области «Речевое развитие» общеобразовательной или адаптированной
программы дошкольного образования.
4.3.3. Планирует и проводит индивидуальную работу по речевому развитию детей, получающих
логопедическую помощь, по рекомендациям учителя-логопеда.

4.3.4. Осуществляет контроль правильного произношения скорректированных учителемлогопедом
звуков на этапе автоматизации у детей во всех видах детской деятельности, в режимных моментах в
течение дня.
4.3.5. Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями) ДОО по
вопросам освоения общеобразовательной или адаптированной программ дошкольного образования
детьми, зачисленными на логопункт.
4.3.6. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников,
получающих логопедическую помощь.
4.4. Родитель (законный представитель):
4.4.1. Создает в семье благоприятные условия для общего и речевого развития ребенка.
4.4.2. Взаимодействует с педагогическими работниками ДОО по преодолению речевых нарушений
ребенка.
4.4.3. Выполняет условия Договора о сотрудничестве с родителями по оказанию помощи детям в
преодолении отклонений в развитии устной речи.
4.5. Специалист ДОО (музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания,
педагогпсихолог):
4.5.1. Планирует и организует работу по реализации адаптированных и коррекционных программ для
детей с нарушениями речи в соответствующих образовательных областях на основе рекомендаций
ПМПК, ППк ДОО, учителя-логопеда.
4.5.2. Учитывает особые образовательные потребности детей с различными нарушениями речи, их
индивидуальные особенности в процессе образовательной деятельности.
5. Руководство работой логопедического пункта
5.1. Непосредственное руководство работы по оказанию логопедической помощи воспитанникам
осуществляется администрацией ДОО.
5.2. Руководитель ДОО контролирует условия, созданные для функционирования логопедической
помощи воспитанникам, результативность коррекционно-образовательного процесса.

Приложение № 1
к Положению об оказании
логопедической помощи в МБДОУ № 27

ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

Приложение № 2
к Положению об оказании
логопедической помощи в МБДОУ № 27

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
Руководителю организации,
осуществляющей образовательную
деятельность
Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
Я, ________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем) _______________________________
(нужное подчеркнуть)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в котором/ой обучается обучающийся,
дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.

"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение № 3

к Положению об оказании
логопедической помощи в МБДОУ № 27

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
Руководителю организации,
осуществляющей образовательную
деятельность
от ___________________________
ФИО родителя
(законного представителя)
Заявление
Я, ________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
___________________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) _______________________________
(нужное подчеркнуть)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в котором/ой обучается обучающийся,
дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии
с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии/
психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).

"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение № 3
к Положению об оказании
логопедической помощи в МБДОУ № 27

Педагогическая характеристика
на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа)
Общие сведения:
- дата поступления в МБДОУ № 27;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
в группе: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая,
присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.;
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка В МБДОУ № 27:
переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод
в состав другой группы, смена воспитателя (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде
сверстников; наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и количество
детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в МБДОУ № 27:
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
- достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне
незначительна, невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не
проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в образовательной
деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность,
фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений,
снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр.
(высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением
качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие
других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных
(оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом,
дефектологом, психологом, репетиторство).
4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с
логопедом, дефектологом, психологом - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия).
5. Характеристики взросления:
- увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или
постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний;
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
- характер общения со сверстниками, (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному
желанию, неформальный лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная);
- самооценка;
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо
эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся причиной
обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты контрольных работ
и другое).
"__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________
Учитель-логопед, принявший обращение:
(указать ФИО, должность)
Результат обращения:
"__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».