программа Одаренный ребенок 2024

,1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательнOе учреждение
<<Щетский сад ЛЬ 27>

Принят
Педагогическим еоветом
Протокол }$ :f, от /dj/. 2024r

МБдоум

Утверждено:

МБДОУ

N9 27

В. Серебренникова
от llil/2o24 Ns//,l"

Щополнительная образовательная программа
психолого-педагогического сопровождения одарённых детей
дошкольного возраста

(одАрЕнныЙ рЕБЕнок>

в соответствии с ФГОС ДО ФОП ДО
на 2024-2028гг. "

l

2024 год

t

Содержание
I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.4.1
1.5
II.
2.1.
2.2.
2.2.1
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.6.1
2.6.2
2.7.
2.8.
2.9
III
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Принципы и подходы к формированию построения программы
Основные характеристики
Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности
Планируемый результат
Содержательный раздел
Этапы реализации программы
Исследовательско-диагностический этап
Диагностический инструментарий
Условия реализации программы
Основные принципы работы с одарёнными детьми
План психолого-педагогического сопровождения одарённых детей
Индивидуальная карта сопровождения ребёнка
Карта индивидуального сопровождения ребёнка
Расписание индивидуальных занятий специалистов
План работы по психолого-педагогическому сопровождение одарённых
детей
Система взаимодействия педагогов ДОУ при организации работы с
одаренными детьми
Портфолио одарённых детей
Организационный раздел
Нормативно-правовое обеспечение программы
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Кадровое обеспечение реализации программы
Список используемой литературы
Приложения

2

3
3
4
5
5
7
7
8
8
8
9
12
12
13
14
14
15
15
16
18
18
18
19
19
21
22
23

I Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности
детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и
воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для
развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему
одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в
одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями в том или ином виде деятельности. Проблема работы с одаренными детьми
чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Огромные возможности
открываются перед человеком в случае максимального использования и развития
заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные
задачи и направления работы с одаренными детьми. Сегодня разработана и действует
президентская программа «Дети России», где есть раздел «Одаренные дети».
На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных
детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности,
подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми
должна сложиться в концепцию, охватывающую все виды одаренности, в непрерывные
педагогические процессы.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и
дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная
активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него
развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость
манипулирования ими. Исходя из этого, для развития творческих способностей в
образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками
одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их
способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогапсихолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных
направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми,
которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого
потенциала личности.
В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности
наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития
психики (С.Л. Рубинштейн,
А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Д.Б.
Богоявленская, А.В. Брушлинский,
П. Торренс); о значимости и самоценности
дошкольного периода детства (Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, А.В. Запорожец, Д.Б.
Эльконин,
М.И. Лисицина, Л.А. Венгер).
Наиболее часто исследователи при определении одаренности дошкольников
обращаются к концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина. Согласно данной
концепции одаренность – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей
человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений,
разного рода проблем: научных, технических, духовных». Творческий потенциал заложен в
ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий
потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее
общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность
(стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу
познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме
3

поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. С другой
стороны, согласно «Рабочей концепции одаренности» разработанной в рамках федеральной целевой
программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение
жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких,
незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими
людьми. Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей,

остается вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки
зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко.
Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности» следующей
позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности
присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует
значительно меньшая часть детей.
В качестве причин, задерживающих проявление и развитие одаренности,
исследователи рассматривают трудности развития ребенка (например, заикание, повышенная
тревожность, конфликтный характер общения); недостаток необходимых знаний, умений и
навыков; недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности,
соответствующей дарованию ребенка; трудные семейные обстоятельства, недостаточная
мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 января 2014 г.
Структура содержания программы соответствует требованию к структуре
образовательной программы дошкольного образования по ФГОС.
В программе основным направлением является - развитие возможностей для
развития и образования одаренных детей дошкольного возраста с учетом их
индивидуальности
Программа позволит, развивать способности одарённых детей,
осуществляя личностно-ориентированный подход.
Основной формой работы с одаренными детьми являются занятия по
индивидуальным маршрутам. Составление индивидуального маршрута на каждого ребёнка
предполагает раскрытие его индивидуальных способностей, интересов и возможностей.
1.2.Цель программы
Создание системы для построения воспитательно-образовательного процесса,
направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие
одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей и сохранение их
психологического и физического здоровья.
Задачи реализации программы
1. Создать систему выявления и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного

возраста.
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического

сопровождения
одаренных детей.
4. Активизировать участие детей в конкурсном движении.
5. Создать единый банк данных по выявлению и развитию одарённых воспитанников.

4

Задачи для педагогов:
1. Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую

работу для выявления, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей,
готовности педагогов к работе в инновационном режиме;
2. Содействие повышению профессионального мастерства педагогов, обучение новым
педагогическим технологиям по сопровождению одаренных детей, через методическую
работу с педагогическим коллективом (семинары, практикумы, заседания МО);
3. Развитие своей социально-профессиональной компетентности и личностного потенциала;
4. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
1.3.Принципы и подходы к формированию построения программы
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
-учёт индивидуальных потребностей ребёнка, определяющие особые условия получения им
образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности
отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
-личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых (родителей (законных
представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество Учреждения с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития).
1.4.Основные характеристики
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста, посещающих МБДОУ № 27.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или
ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая
сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко
выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т.д. Иногда можно
обнаружить, что у таких детей познавательная потребность – потребность в новых
впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр.
Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она ненасыщаема, это
обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для
ребенка.
Постепенно к 3-5 годам элементарная, первичная исследовательская активность
преобразуется в более высокие ее формы и проявляется уже в самостоятельной постановке
вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У одаренных детей трудно
выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать очень много вопросов,
для обычных детей длится от 2,5 до 3,5 лет), потому что их вопросы появляются почти с
самого начала активного говорения, и их количество так резко не уменьшается, как у их
5

сверстников в 3-4 года. Можно сказать, что одаренные дети всегда задают больше вопросов,
чем ровесники. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике.
У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из
необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено
самостоятельного мышления. Такие дети более настойчивы в поиске ответов, при этом
требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений. Не всегда получая их,
пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно: находя и читая
соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать.
Если до этого ребенок, обнаруживая неясное, неизвестное, замечая противоречие,
формулировал вопрос к другим: родителям, воспитателям, старшим детям, то с 5-6 лет возросший
уровень познавательной – исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка
проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений. При выделении видов

одаренности на сегодняшний день целесообразно использовать критериальный подход.
Данные критерии и соответствующие им виды одаренности представлены.
Многолетние исследования Н.С. Лейтеса выявили, что наиболее рано признаки
одаренности проявляются в музыке и художественном творчестве.
До 2-3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия музыки.
Примерно в 3-4 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по
«извлечению» звуков. Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на
музыкальных инструментах. Подражание является ступенькой к первым попыткам (в 5-6
лет) придумать что-то свое.
Похожая картина наблюдается при раскрытии художественной одаренности. Высокая
избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем
детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг
видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать.
Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к математике и
шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют с числами, сначала с
радостью отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в
магазинах, потом пробуя составлять разные, новые комбинации.
Для других одаренных детей не составляет большого труда просчитывание «в уме»
сложных шахматных композиций. Научившись в 4-5 лет играть в шахматы, они потом
большую часть времени проводят за шахматной доской, довольно быстро добиваясь
поразительных результатов: начинают обыгрывать взрослых, устраивают сеансы
одновременной игры с ровесниками или старшими детьми.
При выделении видов одаренности на сегодняшний день целесообразно использовать
критериальный подход. Данные критерии и соответствующие им виды одаренности
представлены в таблице.
1.4.1.Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности
Виды
одаренн
ости
Академ
ическая
одаренн
ость

Творчес
кая
одаренн

Составляющие
Мотивационноличностные
характеристики
Способности к
обучению
Художественная
одаренность

Критерии
Стремление ребенка к получению знаний и умений,
познавательная активность, проявление интереса к новому
Успешность в освоении программного материала, широкий
кругозор, высокие показатели по развитию психических
познавательных процессов
Проявление фантазии в творческих художественных работах.
Высокое качество и разнообразие творческих работ в
соответствии с возрастом (рисунки, поделки)
6

ость

Вокальная
одаренность
Литературная
одаренность
Артистическая
одаренность
Конструкторская
одаренность

Психом
оторная
одаренн
ость
Коммун
икативн
ая
одаренн
ость

Спортивная
одаренность
Хореографическая
одаренность
Социальноличностная
одаренность
Лидерская
одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма,
хороший голос, музыкальный слух
Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки,
чувство рифмы, легкое запоминание стихов
Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание
подражать вымышленным (или реальным) персонажам,
двигательная и речевая память
Развитое пространственное мышление, любовь к
конструированию, генерирование оригинальных идей для
различных конструкций, способность к изобретательству,
рационализации
Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом,
стремление к движению, воля к спортивным достижениям,
физические данные и выносливость
Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать
движения, хорошая двигательная память
Умение понимать партнера по общению, чувствовать его
эмоциональное состояние, гасить конфликты
Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело,
игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться
результата, и стремление контролировать ситуацию

1.5.Планируемый результат:
 Выявлены дети с предпосылками одарённости. Создание банка данных детей с
предпосылками различных видов одаренности.






Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных,
творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
Составлены индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения
одаренных детей.
Увеличение числа участников в конкурсном движении.
Повышение педагогической компетентности родителей(законных представителей)по вопросам
сопровождения талантливых, одаренных детей.

II. Содержательный раздел.
2.1. Этапы реализации программы
Данная программа рассчитана на 1 год и реализуется в несколько этапов:
 первый этап - исследовательско – диагностический этап.
 второй этап-работа с одаренными детьми, работа с педагогами, работа с родителями.;
 третий этап - повторная диагностика и анализ первичных результатов, коррекция
программы



На первом этапе проводится:
Психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников. Создание
«Банка данных по одарённым детям».
Анализ содержания «Банка данных по одаренным детям» воспитателями групп и
специалистами, ведущими кружки и секции. Выбор направленности для дальнейшего
развития каждого ребенка, составление индивидуального маршрута.
7

Первичная диагностика детей специалистами кружков и секций в соответствии с
индивидуальным маршрутом (начало учебного года)
 Коррекция рабочих программ воспитателей и специалистов, ведущих кружки и секции с
учетом индивидуального подхода к одаренным детям.
 Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом
развития ребенка
Ориентировочно, данный этап может продлиться до окончания первого полугодия.


На втором этапе:
Работа с одаренными и талантливыми детьми:
1. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамкахобразовательного
процесса:
 групповые занятия;
 работа по индивидуальным планам.
2. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в самостоятельной и
совместной деятельности:
 индивидуальные занятия;
 проектная деятельность;
 организация выставок;
 организация праздников и развлечений;
 создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности,
развивающих уголков;
 организация конкурсов, соревнований;
 организация кружков, секций.
Работа с педагогами:
 педагогические советы;
 педагогическое проектирование;
 открытые мероприятия;
 выступления из опыта работы;
 презентации;
 семинары - практикумы;
 консультации, рекомендации.
Работа с родителями:
 анкетирование;
 родительское собрание;
 памятки - рекомендации, папки - передвижки, консультации, рекомендации;
 совместные детско - родительские проекты;
 презентации;
 совместные праздники, соревнования, конкурсы;
 помощь в создании развивающей среды.





На третьем этапе:
Воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников в
соответствии с их индивидуальными маршрутами;
Результаты диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносятся в
«Банк данных по одаренным детям»
Обсуждаются итоги развивающей работы с одаренными детьми, выявляются проблемы;
Производится коррекция данной программы в соответствии с выявленными проблемами.
8

2.2. Исследовательско -диагностический этап
Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов,
склонностей и способностей детей;
Задачи:
1. Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:
1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ
результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование)
Методы диагностики в ходе реализации программы:






наблюдения;
беседы;
педагогическая диагностика;
изучение продуктов детского творчества;
ведение индивидуальных карт развития.

Принципы тестирования детей:
1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
2. Игровой характер тестовых методик;
3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования
5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенок.
2.2.1. Подбор диагностического инструментария
Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является
исследовательско - диагностический, подразумевающий использование разносторонней
информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагогапсихолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны
обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее
эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности
воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую
характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а
также уровень развития творческого мышления. Предварительное индивидуальное
тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского
сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не
целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении
(психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам
заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по
результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста.
Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных
ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому
предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы. В таблице 3
показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников
детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа
воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности
ребенка. По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию
9

одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и
способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки
индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т.ч., для
его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
С детьми:
Младшая группа (3-4 год)
Виды
одарённости
Академическая
одарённость

Творческая
одарённость

Составляющие
Мотивационноличностные
характеристики
Способности
к обучению
Художественная
одарённость
Вокальная одарённость
Литературная
одарённость
Артистическая
одарённость
Конструкторская
одарённость

Методики диагностики
Воспитатель
Психолог
Наблюдение,
Экспресс –методика для
Педагогическая
младшей группы
диагностика,
Ведение
индивидуальных карт
развития,
Изучение продуктов
Анализ
детского творчества
индивидуальных карт
развития
Беседы с родителями
Наблюдение
Изучения продуктов
детского творчества
Наблюдение, анализ
продуктов детского
творчества
-

Психомоторная
одарённость

Спортивная одарённость
Хореографическая
одарённость
Коммуникативная Социально-личностная
одарённость
одарённость
Лидерская одарённость

Наблюдение в свободной
деятельности

Средняя группа (4-5 лет)
Виды
одарённости
Академическая
одарённость

Составляющие
Мотивационноличностные
характеристики
Способности
к обучению
Художественная
одарённость
Вокальная одарённость

Творческая
одарённость

Литературная одарённость
Артистическая
одарённость

Методики диагностики
Воспитатель
Психолог
Наблюдение,
Наблюдение,
Ведение
Экспресс-методика для
индивидуальных карт
средней группы
развития,
Цветовой тест ЛюшераАнализ
Эткинга
индивидуальных карт
Изучение продуктов
развития,
детского творчества.
Беседы с родителями,
Тест «Что за игрушка»
Ведение листа
Наблюдение
экспертной оценки
Методики В.Кудрявцева
«Солнце в комнате» «Как
спасти зайчика?»
Наблюдение в играх,
Изучение продуктов
детского творчества

Конструкторская
одарённость
10

Психомоторная
одарённость

Спортивная одарённость
Хореографическая
одарённость
Коммуникативная Социально-личностная
одарённость
одарённость
Лидерская одарённость

Наблюдение в свободной
деятельности

Старшая группа (5-6 лет)
Виды
одарённости

Составляющие

Методики диагностики
Воспитатель
Психолог
МотивационноНаблюдение,
Наблюдение,
личностные
Ведение
Экспресс-методика для старшей
Академическая
характеристики
индивидуальных
группы
одарённость
карт развития,
Цветовой тест Люшера-Эткинга
Способности
Анализ
к обучению
индивидуальных
Изучение продуктов детского
Художественная
карт развития,
творчества.
одарённость
Беседы с родителями,
Тест «Назови и дорисуй»
Ведение листа
Вокальная одарённость
Наблюдение
экспертной оценки
Тест Витцлака «Составь рассказ
Творческая
Литературная одарённость
по картинкам»
одарённость
Артистическая
одарённость
Наблюдение в играх,
Конструкторская
Изучение продуктов детского
одарённость
творчества
Психомоторная Спортивная одарённость
одарённость
Хореографическая
одарённость
Коммуникативная Социально-личностная
Наблюдение в свободной
одарённость
одарённость
деятельности,
Анализ результатов
анкетирования родителей
Методика Н.Е.Вераксы «Оценка
Лидерская одарённость
коммуникативных способностей
дошкольников»
Подготовительная группа (6-7 лет)
Виды
одарённости

Составляющие
Мотивационноличностные
характеристики

Академическая
одарённость

Творческая
одарённость

Способности
к обучению

Художественная
одарённость

Методики диагностики
Воспитатель
Психолог
Наблюдение,
Наблюдение,
Ведение
Экспресс-методика для
индивидуальных карт
подготовительной группы
развития,
Тест Пьерона-Тулуза
Анализ
Цветовой тест Люшераиндивидуальных карт
Эткинга
развития,
Методика Юркевича
Беседы с родителями,
«Древо желаний»
Ведение листа
Изучения продуктов детского
экспертной оценки
творчества,
Лист экспертной
«Краткий тест креативности»
оценки «Изучение
Торранса
образовательной
Тест креативности Вильямса
11

потребности
дошкольника»
Вокальная одарённость
Литературная одарённость

Рисунок человека
Рисунки на заданную тему
Наблюдение
Тест «Составь рассказ по
сюжетной картинке»

Артистическая
одарённость
Тест Равена,
Наблюдение в играх,
Изучения продуктов детского
творчества
-

Конструкторская
одарённость
Психомоторная
одарённость

Спортивная одарённость
Хореографическая
одарённость
Коммуникативная Социально-личностная
одарённость
одарённость

Тест-игра «Довольна ли
мама?»
Тест-игра «Ситуации»
Тест Темпла, Дарки, Томаса
Наблюдение в свободной
деятельности,
Анализ результатов
анкетирования родителей

Лидерская одарённость







Специалисты, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный
мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам
(входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).
Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят
среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей
одаренности.
Для родителей разработаны опросники по выявлению общей одаренности детей,
адаптированные для разных возрастных групп.
С педагогами:
1. Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? » В. С. Юркевич
2.Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников (Лосева А.А.)
3. Анкета профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка).
4. Анкета Ф. Татла и Л. Беккера, которая дает общее представление относительно данных ребенка.
5. Опросник «Карта одаренности» (Савенков А.И)
6. Экспресс-анкета «Одаренный ребенок» (Организация работы МППС/ под ред. Е.А.
Каралашвили).
С родителями:
1.Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К.
Каллахэн
2. И.Г. Холл, Н. Скиннер «Нормативная шкала для диагностики одаренности».
3. Методика «Карта одаренности» (Савенков А.И.)
4. Методика оценки общей одаренности. (Савенков А.И.)
5. Краткий перечень характеристик различных областей одаренности (изобразительной,
музыкальной, литературной и т.д.)

12

2.3.Условия реализация программы
Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки. Любые
задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.
Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее
использовать их. При создании в дошкольной организации благоприятных условий за период
дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до
яркого расцвета способностей, одаренности. Обозначены основные условия в центре развития
ребёнка, при которых развитие одарённости ребенка будет проходить наиболее эффективно.
Такими условиями являются:
 наличие
специально
подготовленных
высококвалифицированных
педагогов
дополнительного образования и воспитателей;
 наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную
деятельность ребенка;
 создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку,
обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей
проявление его индивидуальности;
 наличие
личностно-ориентированной
воспитательно-образовательной
системы,
включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской
одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
 введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление
особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
 использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов,
игровых технологий,
 занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
 работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
 участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых
играх, выставках детского творчества
 тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
 участие в конкурсном движении.
2.4. Основные принципы работы с одарёнными детьми













принцип развивающей и воспитывающей среды;
принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;
принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие
обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация;
используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);
принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном
участии педагога;
принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг,
помощи, наставничества;
принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического
развития;
принцип научности;
принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка
как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов,
средств обучения и воспитания.);
принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной
системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка,
разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического
13

инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и
воспитания);
 принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности;
 принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного
процесса;
 принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном
участии последнего;
 принцип самопознания и самореализации одаренной личности;
 принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и
одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния
здоровья;
 принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы
с одарёнными детьми на разных уровнях;
Формы работы:








индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
участие в конкурсах различного уровня;
проектная деятельность;
посещение интеллектуальных и творческих кружков;
интеллектуальные игры, викторины;
создание детских портфолио.
2.5. Примерный план работы с одарёнными детьми
Цель:
- уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых
(мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;
- усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;
- исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.
Задачи:
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых детей, умственное,
эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие детей;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно –
коммуникативная адаптация);
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Месяц

Мероприятия

Сентябрь

1. Анкетирование родителей с целью
выявления талантливости и одарённости
детей.
2. Защита проектов по изодеятельности.
3. Конкурс рисунков на тему «Дорога и дети»
4. Спортивные соревнования « На старт»
14

Ответственный
воспитатели
воспитатели
воспитатели
инструктор по
физ.воспитанию

Октябрь

Ноябрь

1. Консультация для родителей: «Что нужно
знать родителям о творческих и одарённых
детях»
2. Театрализованное представление «Играем в
театр»

- воспитатели

3. Тематический праздник «Вот и осень
пришла»

- музыкальный
руководитель,
воспитатели

4. Рисование на ткани «Ковёр из осенних
листьев»
2. Детско-родительский проект «Мы
здоровью скажем «Да!»

- музыкальный
руководитель,
воспитатели

- воспитатели
- воспитатели
- музыкальный
руководитель

3. Праздник «День Матери»
- инструктор по
физ.воспитани

Декабрь

Январь

Февраль

Март

4.Турнир по спортивным играм «Делай с
нами, делай как мы, делай лучше нас»
1. Познавательно-исследовательский проект
«Деды Морозы разных стран»
2. Конкурс рисунков на тему «Первые шаги
зимы»
3. Выставка и презентация семейных поделок
на тему «Дом Деда Мороза»
1. Квест-игра «Знаем ПДД»
2. Театрализованное представление «Ах, что
за прелесть эти сказки!»
3.Спортивный праздник «Зимние виды
спорта»
Конкурс по легоконструированию и
моделированию «Военная техника»
2. Выставка поделок из бросового материала
«Столовая для птиц»
3. «Зарница» - спортивная, военнопатриотическая игра
4. Праздничный концерт к Дню защитника
Отечества
1. Веселая викторина « Весна идет!»

15

- воспитатели
- воспитатели
- воспитатели
- воспитатели
- музыкальный
руководитель
- инструктор по
физ.воспитанию
-воспитатели
-воспитатели
- инструктор по
физ.воспитанию
- музыкальный
руководитель

-воспитатели,
педагогпсихолог

2. Праздник «Для любимых мам»

- музыкальный
руководитель ,
воспитатели
- воспитатели
-учительлогопед
- воспитатели
музыкальный
руководитель
воспитатели

3. Выставка «Букет для мамы»
Апрель

1. Конкурс чтецов

2. «День здоровья» спортивный праздник
3. «День смеха» развлечение

Май

4. Конкурс рисунков на тему «Весна пришла»

воспитатели

1. Семейный проект «Дерево жизни!»

- воспитатели,
педагогпсихолог
-воспитатели

2. Акция «Красные гвоздики»
3. Парад Победы!

- муз.руководитель,
инструктор по
физ.воспитанию

2.6. План психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
Наименование
мероприятия
Индивидуальная психодиагностика:
1. Исследование психических процессов
(память, восприятие, внимание)
2. Исследование эмоциональных процессов
(страхи, тревожность)
3. Исследование качеств личности
(самооценка, произвольность, уровень
притязаний)
Исследование социальных отношений (с
взрослыми, со сверстниками)

Сроки

Ответственные

Раз в
квартал

Воспитатели,
Педагогпсихолог

2 раза в год

Проведение скринингого исследования
Психолого-педагогическое
консультирование педагогов группы:
1. Информирование о результатах
диагностических исследований
Консультация «Организация условий для
совместной творческой деятельности»
Психолого-педагогическое просвещение
родителей:
1. Информирование о результатах

Октябрь,
Ноябрь,
май
Ноябрь,
май
16

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Отметка
о
выполнении

диагностических исследований
2. О формировании у ребенка дошкольного
возраста умения доводить начатое дело до
конца
3. Совместные творческие работы родителей
и ребенка
4. Открытое занятие перед родителями
1. Индивидуальная работа по виду
одарённости,
по направлению
1. Посещение кружка
1. Совместная работа с узкими
специалистами
2. Посещение выставок.
3. Проведение открытых мероприятий
1. Участие в конкурсах различного
уровня.

Октябрь,
апрель

Музыкальный
руководитель
Педагогпсихолог

1 раз в
неделю

Воспитатели

1 раз в
неделю

Воспитатели

В течение
года

Воспитатели

По
желанию

Все педагоги

2.7. Индивидуальная программа сопровождения ребёнка










2.7.1.Карта индивидуального сопровождения ребёнка
Наименование учреждения
Адрес
1. Сведения о ребёнке
Ф.И.О. ребёнка
Дата рождения
Адрес
Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка
2. Социальная характеристика семьи.
Мать Отец –
Степень участия в воспитании
Условия проживания, условия быта
3. Запрос родителей
4. Долгосрочная цель сопровождения
5. Возможные риски
6. Группа сопровождения
7. Координатор (Ф.И.О)
педагог …:
2.7.2. Расписание индивидуальных занятий специалистами
На 20___/___ учебный год
Фамилия, имя ребёнка ________________________________________________________
Группа ______________________________________________________________________
Специалисты
Педагог-психолог
Музыкальный руководитель
Инструктор по физической
культуре
Воспитатель

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Работа ведётся систематически и отражается в календарном плане
воспитательно-образовательной работе
17

2.8. План работы по психолого-педагогическому сопровождение одарённых детей
Мероприятие

Тема

Ответственный

Педсовет

Стратегия развития ДО в условиях
модернизации дошкольного образования (
установочный)

Заведующий МБДОУ
Старший воспитатель

Малое
совещание

Комплектование кружков, студий, секций и
других объединений по интересам

Заведующий МБДОУ
Старший воспитатель
Воспитатели

Консультация; Формы работы с детьми, имеющими ярко
памятка
выраженные способности
Родительский
клуб
«СемьМы»

«Мир на ладошке!»(способы формирования
«гибких навыков» у детей дошкольного
возраста)

Семинарпрактикум

Методические рекомендации для воспитателей
по выявлению одаренности у детей

Музыкальный
ринг

Развитие творческого потенциала и
музыкальных способностей посредством
художественно-эстетического развития
дошкольников

Консультация

Методические рекомендации педагогическим
работникам по планированию и организации
работы с одаренными детьми

ПсихологоМетодика «Карта одаренности»
педагогический
практикум
Консультация

Составление перспективного плана работы с
родителями в рамках педагогического
сопровождения детей с ярко выраженными
способностями

Клуб
О некоторых парциальных программах по
альтернативной художественному развитию и духовнопедагогики
нравственному воспитанию детей дошкольного
возраста

Педагог-психолог

Октябрь

Старший воспитатель
Педагог-психолог

Педагог-психолог
Музыкальный
руководитель
Ноябрь
Педагог-психолог

Педагог-психолог

Воспитатели
Ноябрь

Круглый стол

Современная методология обучения играм с
элементами спорта

Памятка

Рекомендации по составлению портфолио детей,
имеющих ярко выраженные способности

Практикум

Работа с картой индивидуального развития
ребенка-дошкольника

Воспитатели

Консультация

Характеристика базиса личностной культуры
ребенка-дошкольника

Воспитатели

Творческий

Сроки

Инструктор по
физическому
воспитанию
Педагог-психолог

Декабрь

Февраль
Март
Апрель

18

отчет

Педагоги

Педсовет

Тема «Совместная деятельность родительской
общественности и педагогов в разностороннем
развитии детей: удачи, проблемы, перспективы»
Реализация программы «Одаренный ребенок»

Заведующий ДОУ
Май

2.9. Система взаимодействия педагогов ДОУ при организации работы с одаренными
детьми
Функц
ии

Орга
низа
цион
ная

Педагог - психолог
Осуществляет
координацию
деятельности
воспитателя и узких
специалистов
в рамках программы
сопровождения.

Конт
роли
рую
щая

Диаг
ност
ичес
кая

Мет
одич
еска
я

Старший
воспитатель
Осуществляет
организацию и
координацию
процесса
сопровождения
одарённого ребёнка.
Повышает
педагогические
компетенции
родителей и
педагогов.
Разработка схемы
наблюдения за
процессом
сопровождения
одарённого ребёнка.
Коррекция
деятельности
субъектов процесса
на основе
мониторинга и
анализа их работы.

Осуществление
психодиагностики
(начальной, текущей,
итоговой) всех
субъектов процесса.
Сбор и анализ
результатов
педагогической
диагностики.

Воспитатель
Осуществляет
координацию
деятельности
помощника
воспитателя,
специалистов в
рамках программы
сопровождения.

Осуществление
педагогической
диагностики

Организует
методическое
оснащение
педпроцесса
сопровождение
одарённого ребёнка.
Оказывает
методическую
помощь при
разработке
программ.
19

Узкие специалисты

Выявление группы детей
со специальными
способностями.
Углублённая диагностика
одарённого ребёнка с
целью определения его
зоны ближайшего
развития.

Инф
орма
цион
ная

Корр
екци
онна
я

Разв
иваю
щая

Просвещение
родителей и педагогов
по проблемам
выявления,
сопровождения и
развития одарённости

Консультирование
родителей по
вопросам
воспитания, развития
и образования
одарённых детей.

Организация
мероприятий по
адаптации и
социализации
одарённого ребёнка.
Коррекция
эмоциональных и
поведенческих
нарушений.
Составление
индивидуальных
программ развития
ДО. Участие в
развитии одарённого
ребёнка
(индивидуальные и
групповые занятия),
оказание помощи
педагогам при
составлении
программы
индивидуального
развития одарённого
ребёнка.

Сотрудничество с
родителями
(лицами их
замещающими) с
целью
распространения
информации по
особенностям
одарённого ребёнка

Определение
педагогических
задач
сопровождения с
учётом
индивидуальных
особенностей
одарённых детей и
потребностей
семьи. Разработка и
внедрение
индивидуальных
программ развития
одарённого
ребёнка.

Осуществляет развитие
музыкальных,
физических,
художественных и других
способностей и
эмоциональной сферы
ребёнка. Учитывает
индивидуальные
особенности детей,
осуществляет
дифференцированный
подход к подбору групп
одарённых
дошкольников. Активно
участвует в
преобразовании среды
развития ребёнка.

2.10.Портфолио одарённых детей
Детские портфолио — не обязательный отчетный документ. Они могут иметь разную форму:
копилка достижений, дневник и пр.
Портфолио могут содержать:
 титульный лист с анкетными данными (фамилия и имя ребенка, дата рождения,
группа детского сада, которую посещает); фотографией; эмблемой, видом
деятельности, к которому есть способности;
 характеристика ребенка (как проявляются способности, как он к ним относится и
т.п.);
 индивидуальный маршрут (траектория) сопровождения развития ребенка (может быть
представлен в виде плана работы с ребенком и родителями помесячно, поквартально);
 рабочие листы и результаты тестирования;
 рекомендации психолога;
 заполненные родителями анкеты;
 сочинения родителей о своем ребенке;

20







детские работы (рисунки, сочиненные рассказы и стихи, решенные и сочиненные
кроссворды, участие в выставках и концертах, личные достижения — преодоление
психологических барьеров и т.п.);
грамоты, дипломы, медали от воспитателей и других организаторов конкурсов,
соревнований, концертов;
фотографии;
дневник наблюдений (заметки на полях и т.п.) сопровождающего педагога, его
пожелания ребенку, рекомендации родителям.

III.Организационный раздел
3.1.Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа
психолого-педагогического
сопровождения
одарённых
детей
дошкольного возраста муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №27 » (в дальнейшем именуемое «Учреждение») разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
-Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-«Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384;
-Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г.,
утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 –13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима
работы дошкольных
образовательных
организаций»,
утверждённые
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
15.05.2013 № 26
-Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской
программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013
№ 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования»;
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский
сад №49 «Настенька».
- Устав Учреждения.
3.2. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,
обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными
возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми,предполагающее
создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора
деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при
освоении новых знаний и жизненных навыков.
21

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели
детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка,
стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому,
социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому
развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной(воспроизводящей готовый образец) и
продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть
деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской,
творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм
активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка
дошкольного возраста.
7.
Профессиональное
развитие
педагогов,
направленное
на
развитие
профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и
мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования
Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев,
работающих по Программе.
3.3 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) – часть
образовательной среды, представленная специально организованным пространством
(помещениями МБДОУ № 27, прилегающими территориями, предназначенными для
реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными
ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и
воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья,
предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования РППС обеспечивает и гарантирует:
– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального
благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и
рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам
и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с
другом и в коллективной работе;
– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации,
группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной
программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного
возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления
их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а
также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного
самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а
также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных
потребностей и мотивов;
– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных
представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их
поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а
также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
22

– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности
каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие
возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения,
так и искусственного замедления развития детей);
– создание равных условий, максимально способствующих реализации различных
образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным
национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих
различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
Развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития
индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и
интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.
Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические и
информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и
оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную,
исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с
материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и
мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное
благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей;
трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей
детей;
Вариативной - позволяет создавать различные пространства (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование,
обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что
стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность
детей.
полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования
составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе
природных материалов) в разных видах детской активности;
доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по
обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарноэпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также
правила безопасного пользования Интернетом.
При проектировании РППС учитывается целостность образовательного процесса
дошкольной образовательной организации, в заданных ФГОС дошкольного образования
образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой,
художественно-эстетической и физической.
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия:
– для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции
и компенсации недостатков развития детей.
– для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и
учебно-вспомогательных сотрудников.
– для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.
– для познавательно-исследовательского развития детей
– для художественно-эстетического развития детей.
23

В МБДОУ № 27 созданы условия для информатизации образовательного
процесса:оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий
в образовательном процессе (интерактивная доска, экран, проекторы, ноутбуки, принтеры,
музыкальные центры).
Компьютерно-техническое оснащение используется для следующих целей:
– для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных
фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.;
– для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию
основной образовательной программы;
– для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам,
вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
– для обсуждения с родителями (законными представителями)детей вопросов,
связанных с реализацией Программы и т. п.2
3.4. Кадровое обеспечение реализации программы
На сегодняшний день педагогический коллектив МБДОУ № 27 обладает
достаточным уровнем творческого потенциала для реализации задач программы «Одаренный
ребенок». В его состав входят 20 квалифицированных педагогических работников:
воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, педагогпсихолог, учитель-логопед. Квалификационные категории имеют все педагоги, в том числе:
высшую -1 ;первую –12 , соответствие занимаемой должности – 6, неатестованные- 1.Все
педагогические работники, реализующие программу «Одаренный ребенок», обладают основными
компетенциями, необходимые для создания условий развития детей дошкольного возраста.

24

Список используемой литературы
1.Босякова, Работа с талантливыми детьми [Текст] / Босякова // Управление дошкольным
образовательным учреждением - 2010. №2. - С. 68-74.
2. Галянт И., Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное
воспитание - 2010. № 6.С. 48-55.
3.Емельянова И., Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской
одаренности [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 27-31.
4.Пасечник Л., Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая [Текст] / Л. Пасечник //
Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. С. 14-21.
5.Пасечник Л., Одаренный ребенок - особая ценность для общества [Текст] / Л. Пасечник //
Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. С. 13-20.
6.Путляева Л., О задатках и способностях [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание 2006. - N 4. С. 43-45.
7.Теплов, и одарённость [Текст] / — М: Просвещение, 1985. – 98 с.
8.Трубайчук Л., Одаренный ребенок дошкольного возраста как развивающийся феномен
[Текст] / Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9.С. 32-35

25

Приложения
Приложение 1
ЭКСПРЕСС-АНКЕТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
для педагогов под ред. Е.А. Каралашвили
Анкету заполнил: ______________________
Группа: _________________________________
1 Кого из детей в группе Вы считаете одаренными?
(Ф.И. ребенка):
1.
2.
3.
2 В чем проявляется одаренность ребенка?
(Проявление одаренности)
1.
2.
3.
3 Какое поведение у этих детей?
(В нескольких словах о поведении
каждого ребенка)
1.
2.
3.
4 Взаимоотношения детей со сверстниками
(Как сложились отношения с
остальными детьми?)
1.
2.
3.
5 Есть ли трудности в работе с этими детьми?

26

Приложение 2
Методики для выявления компонентов одаренности в дошкольном возрасте
Название методики

Предназначение
методики

Возрастные
ограничения

Анкета А. де Кафа -Г. Хаана

Определение компонента С дошкольного
одаренности
возраста

Фигурный тест Е. Торренса

Творческий компонент

С 5 лет

Методика «Дорисовывание фигур» О.М.
Дьяченко

Творческий компонент

С 3 лет

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за
детьми среднего и старшего дошкольного
возраста на занятиях по изобразительной
деятельности (автор Казакова Т. Г.)

Творческий компонент

С 4 лет

Портрет» художественно-творческого развития
детей дошкольного возраста
Творческий компонент

С 5 лет

(авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.)
Задания по выявлению уровня художественного
развития детей дошкольного возраста (автор
Творческий компонент
Казакова Т.Г.)

4-6 лет

Тест «Назови картинку»

Творческий компонент

4-6 лет

Творческое задание «Дорисовывание кругов»
(автор Комарова Т. С.)

Творческий компонент

С 5лет

Глубина интереса (автор Блащук Л.П.);

Творческий компонент

С 5 лет

Анализ процесса деятельности (автор Комарова
Т.С)

С 5 лет
Творческий компонент

Методики диагностики универсальных
творческих способностей для детей
(авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

Тест креативности Вильямса

Творческий компонент

С 5 лет

Творческий компонент

С 5лет

27

Тест №1. Методика определения статической
координации.

Психомоторный
компонент

С дошкольного
возраста

Тест №2 Методика определения динамической Психомоторный
координации.
компонент

С дошкольного
возраста

Тест №3 Методика определения быстрого
реагирования «Нажми кнопку».

Психомоторный
компонент

С дошкольного
возраста

Тест №4 Методика определения ориентировки Психомоторный
тела в пространстве.
компонент

С дошкольного
возраста

Тест №5 Методика определения способности
восприятия и запоминания собственных
движений «Пройди и запомни».

Психомоторный
компонент

С дошкольного
возраста

Тест №6 Методика определения физической
подготовленности.

Психомоторный
компонент

С дошкольного
возраста

28

Приложение 3

Тест творческого мышления Э.П. Торренс
«Незаконченный рисунок».
При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты и
методики, предложенные автором Э. П. Торренсом, а также В. Синельниковым, В.
Кудрявцевым. Рассмотрим данные тесты и методики более подробно.
Тест № 1: «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс).
Является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность,
воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в
возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких
заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование
параллельных линий или кругов составления изображения.
Цель теста: Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление – это исследование
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как
беглость (легкость, гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.
Задача. Проанализировать исследования творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность).
Материал: Лист бумаги с изображением 10 контуров, простой или черный карандаш
Испытуемому предлагалось:
Из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.
Оценка результатов:
При интерпретации полученных данных, обращается внимание на беглость, гибкость
и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов.
Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0.
Гибкость оценивают по количеству используемых категорий в содержании рисунков.
Отказ – 0, максимальное – 3 балла. Оригинальность разных категорий оценивается по
баллам: 1 – звери, пища, транспорт; 2 – игрушки, человек; 3 – герой сказок, одежда, птицы,
растения; 4 – мебель, рыбы; 5 – насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники,
музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.
Характер рисунка должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с
основным, прикрепление к бумаге без названия рисунка и дорисовывания.
Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается
традиционное использование контура (огурец, солнышко и т. д.) – 1 балл. Рисунок состоит из
дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка
в саду) – 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью– 3
балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла.
29

Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов, раскрывающих его тему,
которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, - 5
баллов.
Все дети должны набрать 6 – 9 баллов; получив по 1 – 2 баллу за беглость, гибкость,
оригинальность и 3 – 4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который
влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и
выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети,
набравшие меньше 2 – 3 баллов практически не обладают творческими способностями, хотя
могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

30

Приложение 4
Опросник креативности Дж. Рензулли
(в адаптации Е.Е. Туник)

Творческие характеристики
1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задаёт вопросы о чёмлибо и обо всём.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает
необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и
настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением
(«интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно
разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и
объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся
смешными другим.
7. Осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию
необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков;
девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную
чувствительность.
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей
и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на
других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому
беспорядку.
10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их
критической оценки.

Лист ответов
(Шкала креативности)
Респондент _________________________________________________
(Ф.И.О. заполняющего)

Пожалуйста, оцените, используя четырёхбалльную систему, в какой степени
каждый ребёнок обладает вышеописанными творческими характеристиками. Возможные
оценочные баллы: 4 – постоянно, 3 – часто, 2 – иногда, 1 – редко.
№
п/п

Ф.И.О.

1

2

Номера творческих характеристик
3
4
5
6
7
8
9

Уровень креативности

Уровень креативности
Очень высокий
Высокий
Нормальный, средний
Низкий
Очень низкий

Сумма баллов
40-34
33-27
26-21
20-16
15-10
31

10

Сумма
баллов

Приложение 5
Методика «Карта одарённости» А.И.Савченков
Общая характеристика
С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень
выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид одарённости
у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок
позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребёнку, «портрет
развития его дарований».
.
Инструкция
Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно
самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и
дайте оценку ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
++
если оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется
часто;
+
свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
0
оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях
редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
–
более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное
оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в
первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно
уйти 20-25 минут.
Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого
сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной
Вашего ребёнка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в
родительской школе».
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребёнка, например бабушек и дедушек,
дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что
сделает результаты более объективными.
Лист вопросов
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
Учится новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много
разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объёме
движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит
много времени на то, что нужно запомнить.
1.
2.
3.
4.

32

14. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит
музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением
какого-либо конфликта.
17. Интересуется актёрской игрой.
18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых
поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в
играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок,
открыток и т.д.
25. Хорошо поёт.
26. Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет
основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и
вопросы на «поиск».
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и
следствием.
32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в
более старшем классе, чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей,
рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё
несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает
недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение
(украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать
музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные
состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин,
механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
33

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на
год или два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что
обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии
событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с
увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его
возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных
вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и
клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда
рассказывает о чём-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой лёгкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов»
(модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол
и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении и функциях
предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и
др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и
справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается
воспроизвести то, что ему понравилось, в своём рисунке, игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства,
настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.

34

ЛИСТ ОТВЕТОВ
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно
сокращаются). Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные
суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов
одарённости:
1) интеллектуальная;
2) творческая;
3) академическая (научная);
4) художественно-изобразительная;
5) музыкальная;
6) литературная;
7) артистическая;
8) техническая;
9) лидерская;
10) спортивная.

35

Приложение 6
Карта одаренного ребенка
(находится в кабинете старшего воспитателя)
1.

ФИО ребенка.

2.

Возраст ребенка (год, месяц).

3.

3. Медицинское заключение
(последний профосмотр).

4.

Сведения о родителях.

5.

Состав семьи.

6.

Статус семьи.

7.

Результаты психологической
диагностики.

8.

Результаты педагогической
диагностики

9.

Результаты социометрического
исследования

10.

Область одаренности

11.

Признаки одаренности

12.

Диагностика одаренности

13.

Выводы и рекомендации

14.

Развивающая программа
(разрабатывается и внедряется
36

всеми субъектами воспитательнообразовательного процесса).
15.

Структура программы
сопровождения (индивидуального
маршрута)

16.

Определение целей и задач
программы сопровождения.

17.

Определение субъектов
воспитательно-образовательного
процесса, задействованных в
программе.

18.

Определение функций и
содержания работы каждого
субъекта программы
сопровождения.

19.

Мониторинг программы
сопровождения.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».